История и мифология индейцев Месоамерики 3.
И здесь мы переходим к "ассирийцам" Нового Света - ацтекам. Они пришли на Мексиканское нагорье с севера (приблизительно с территории современного штата Техас). К тому времени великая цивилизация тольтеков рухнула под ударами северных варваров чичимеков. Последние, впитав многое из тольтекского наследия, перешли к оседлости, основав собственные города. Города на мексиканском нагорье в эту эпоху строили и другие народы. Таким образом, ситуация характеризовалась, с одной стороны, этнокультурным плюрализмом (что облегчало внедрение новому этносу), с другой - высокой плотностью населения и нехваткой свободного места для поселения.
Ацтеки (сами они называли себя теночки) шли на юг, неся перед собой изваяние национального бога Уицилопочтли. Бог указал им на огромное озеро, где господство над плодородными землями и рыбными угодьями делили несколько крупных городов-государств. И здесь теночки проявили свою потрясающую пассионарность.
Они неожиданно захватили пустынный и оспариваемый многими друг у друга остров и за одну ночь укрепились на нем. Затем сумели найти могущественного покровителя. Далее, искусно лавируя в сложной политической обстановке, ацтеки постоянно наращивали свою силу. Свободной земли больше не было, поэтому их пловцы ныряли в озеро и в корзинах поднимали плодородный ил, который затем, при помощи пловучих конструкций, превращался в продолжение ацтекского острова.
На острове возник новый город - Теночтитлан, который вступил в коалицию с двумя другими. Значение третьего города, со временем, сошло на нет, а второй - Тескоко превратился в "древнемексиканский" Париж, «культурную столицу».
Главенство, таким образом, быстро перешло к ацтекам. Они сломили сопротивление остальных владений, и овладели всем бассейном озера. Дальнейшие походы поставили под контроль ацтеков все Мексиканское нагорье, до владений майя.
При этом нельзя видимо говорить о вхождении данной территории в "империю" (подразумевающей известное равенство ее частей). Скорее, можно охарактеризовать эту территорию, как "зону господства" ацтеков.
Господство это было весьма жестоким. Первый министр Тлакаэлель, с благословения своего владыки учредил (или возродил) тольтекский "культ цветов", где под цветами понималась жертвенная человеческая кровь. Зависимые народы были обязаны высылать некие безоружные "армии", которые ацтеки "брали в плен", а затем приносили в жертву, на таких же, как у майя ступенчатых пирамидах-теокалли.
На вершине оного сооружения жрец вскрывал грудь пленнику обсидиановым ножом и вынимал трепещущее сердце (причем жертва не должна была иметь каких-либо физических недостатков). Отчеты испанских конкистадоров сообщают, что в подвалах этих пирамид хранились десятки тысяч черепов (впрочем, возможно, что их количество и завышалось испанцами, дабы оправдать собственные зверства).
Иногда в Теночтитлане устраивались состязания по игре в мяч, после которых проигравшую команду так же приносили в жертву.
Причиной подобного кровопролития было катастрофическое мироощущение ацтеков (а, возможно, и тольтеков). Они полагали, что каждые 25, а, особенно, 50 лет мир подвергается угрозе гибели вследствие утраты сил солнцем. Согласно мифологии, четыре раза такая вселенская гибель уже происходила. Жертвенная кровь и должна была поддержать угасающие силы светила.
Такое мироощущение, отчасти, напоминает мироощущение людей после Второй мировой войны, когда человечество жило в страхе перед ядерной катастрофой. Карл Юнг говорит об утрате "целостности" и о том, что опасность лежит не столько вовне (ядерный удар), сколько внутри самого человека. Пример с ацтеками говорит, что он был прав.
Неудивительно, что подобное правление вызвало сильнейшее недовольство завоеванных народов. Поэтому, когда пришли испанцы, к ним присоединились десятки тысяч индейцев, которых конкистадоры вооружили огнестрельным оружием. Вместе они сокрушили в тяжелых боях ацтекскую ярость. Власть, разумеется, досталась испанцам.
(Продолжение следует).
Алексей Фанталов.