История и мифология индейцев Месоамерики 5.

 

В тольтекской культуре чрезвычайно важную роль играл Кецалькоатль ("Змей, покрытый перьями кецаля") - бог-демиург, культурный герой, покровитель людей. Он правил тольтеками в их древней столице Толлан, до тех пор, пока по проискам своего брата и соперника, ягуароликого бога Тескатлипоки (воплощавшего силы хаоса) не согрешил, и был вынужден покинуть страну, отплыв на восток. Покидая Толлан, он обещал вернуться и восстановить справедливость.

Наследие тольтекской культуры жило и в городах майя, и в ацтекской державе. Кроме того, Кецалькоатль был бородат (борода  монголоидных индейцев явление чрезвычайно редкое), а одним из его символов являлся крест. Поэтому, прибытие бородатых испанских конкистадоров в Америку (именно с востока), было воспринято значительной частью именно как возвращение древнего бога. В случае с ацтеками, сказались и мессианские чаяния покоренных племен, ожидавших избавления от тирании. Да и завоеватель Теночтитлана Кортес активно поддерживал данную легенду.

Таким образом, причины постигшей древнеамериканскую цивилизацию катастрофу носят, видимо комплексный (или, быть может - телеологический) характер.

История Латинской Америки, начиная со второй половины 16 - начала 19 века (времени обретения независимости) неизвестна большинству. А, между тем, в этот период происходило сложение, фактически, нового суперэтноса (или цивилизации), получившего название «Иберийской» (в честь Иберийского полуострова, где располагаются Испания и Португалия). На базе этнической метисации индейцев и испанцев  и слияния разнообразных элементов культур.

И, осознав свое единство, новая цивилизация начала борьбу за самоопределение. В 18 веке в Мексике произошло грандиозное восстание).

К началу 19 века главными этническими группами Мексики (сердцевидной страны испаноязычной Америки) были креолы (белые, родившиеся в стране), метисы и индейцы. Вначале они добились изгнания испанской администрации. Но основная борьба разгорелась между метисами и креолами. Поскольку креолы были тесно связаны с католической церковью, их противники выступили под либеральными, масонскими знаменами (став компонентом мирового революционного движения 19 века).

Метисы победили, и до сегодняшнего дня Латинская Америка является секуляризованной территорией. Вследствие господства либеральной доктрины для  нее характерны слабая социальная защищенность и (вопреки потугам отдельно взятых диктаторов) высокая проницаемость границ для потоков сырья и капиталов (идущих, понятно, в каком направлении). То есть, избавившись от испанского контроля, Латинская Америка подпала под куда более сильный контроль США, оказавшись, таким образом, частью глобального общества гораздо раньше России.

Латинская Америка, с ее чудовищно огромными мегаполисами (в Мехико порядка сорока миллионов человек), большую часть которых занимают трущобы; с ее нестабильностью и военными переворотами стала притчей во языцах. Но ее демографический потенциал очень велик, а значит – Иберийская цивилизация имеет будущее.

 

 

(Продолжение следует).

Алексей Фанталов.

 

История и культура индейцев Центральной Америки 6.

Карта сайта.