История и мифология индейцев Месоамерики 6. Творение.
"На самом высоком Тринадцатом Небе, в Западном Раю появились первые боги. Там, среди тумана, родилось из молчания вселенной двойное божественное начало Ометеотль, союз Ометекухтли и Омесиуатль, мужского и женского начал.
Ничего больше не существовало, не было сотворено: не было земли, ни людей, ни животных, ни растений. С появлением богов родилась жизнь, и от них родились другие боги. Первые четверо из них были самыми могущественными. Первый был Красный Тескатлипока (его имя означало: Дымящееся Зеркало), бог Востока. Второй был Черный Тескатлипока, бог Севера и ночного неба, мстительный и вызывающий страх; он был наделен способностью читать мысли и быть вездесущим. Третий был Кецалькоатль (Пернатый Змей), белый бог Запада, благородный защитник. Четвертый был молодой воин Уицилопочтли (Волшебный Колибри), синий бог Юга, не имевший тела".
(Кинжалов Р. В. Пополь-Вух. Родословная владык Тотоникапана/Пер. и подг. изд. Р. В. Кинжалова. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1959).
Фактически, речь идет о трех богах (поскольку Красный и Черный Тескатлипока являются проявлениями одного и того же образа), которые образуют триаду, напоминающую индийскую Тримурти. Кецалькоатль в этой схеме выражает творческое начало, Уицилопочтли - охранительное, Тескатлипока - разрушительное (в Индии, соответственно: боги Брахма, Вишну и Шива).
Эти главные боги создали огонь, календарь, воду и землю.
Зарождение Уицилопочтли. (А. Н. Фанталов, изображение в туши
).
Коатликуэ – "Наша змеиная мать", в мифах ацтеков богиня земли и смерти. Однажды, когда она поднялась на вершину горы, чтобы принести жертву, с неба упал шар из перьев. Коатликуэ спрятала его за пояс и вскоре родила Уицилопочтли – бога голубого ясного неба, молодого солнца, войны и охоты, одного из триады великих богов индейцев Центральной Америки, национального бога ацтеков.
Вверху показан Мишкоатль – "Облачный змей", посылающий шар.